Терпение — от греч. глагола ύπομένω — «оставаться» /на своем месте/, «выдерживать».
Терпение имеет прямое отношение к дисциплине, как постоянству в устремлении к цели, и к вдохновению — как умение отпускать в нужное время ситуацию и принять себя в жизни, как со-творца, сильную личность, готовую к изменениям и умеющую вовремя рассмотреть возможности.
Терпение — мир со временем.
Иногда наступает такой период, когда для нас раздражающим фактором становится не наличие проблемы, а время, которое, как — будто не движется, нам приходят в голову навязчивые мысли, что мы его теряем, что нужны какие-то иные методы, бурная деятельность, время идет, оно потрачено зря и оно же виновато , что ничего не приносит с собой нового.
И следом начинаем раздражаться на себя самих — мы слишком инертны, наверняка, есть иные варианты решений, только тот, кто что-то делает — получает результат, не мир, но меч, активность, а не покой.. И ответственность может стать обвинением себя.
Потеря покоя — потеря терпения.
Терпеть нужно себя и время. Мы не идеальны и время идет всегда одинаково. Деятельность не гарантирует результат, а течение времени ничто не прибавляет и не отбирает само по себе.
Терпение — не значит жертвенность всегда и во всем, перед всеми.
В основе терпения- мир души, осознанность и уважение к себе.
Оставаться спокойным в любой ситуации — это правильно, сказать себе — ну что ж, я это заслужил, это моя вина, значит так надо, все вынесу — не правильно.
Выйти из некомфортной ситуации, отпустить ее- это и есть терпение по отношению к себе. Быть стойким в уважении к себе, оставаться верным своим принципам и Образу Божьему в себе.
Когда мы именно так относимся к себе, мы обретаем способность терпеть людей.
Это о том, чтобы видеть свет в каждом. Признавать права выбора, разные уровни личностного развития, сознания и видения себя у каждого. Уважать это и оставлять каждого с его ответственностью за его жизнь. Знать, что в каждом есть Бог и принимать другого с уважением. Видеть Божественную сущность человека. И понимать его человеческое несовершенство.
“Спешить никак нельзя. Где спешность и этакое рвение – поскорее да поскорее, – там не Божие дело. Смятенные желания и добрые не добры и не ведут к добру. Божие идет тихонько, незаметно, но прочно.
Молитесь и с терпением ждите, высматривая, не откроется ли дверь к выходу. Господь так устроит, что и сами не догадаетесь, как все устроится.”
свят. Феофан / Затворник